Причины поломки спиннингов
Хрусть…
Тот самый звук, который может разочаровать любого в полной тишине в момент сосредоточения и единения с природой. Поломка спиннинга во время рыбалки, будь то береговой или лодочный вид ловли, способна буквально «в щелчок» досрочно завершить вашу рыбалку. Даже если в лодке или тубусе лежит «запаска», настроение уже не вернуть, а сошедший трофей способен лишить азарта даже самых стойких.
Настало время поговорить о том, почему же ломаются наши «чудо-палки» и каким образом этого можно избежать.
Поломка
Причину поломки спиннинга, для простоты восприятия принято разделять на две первопричины, такие как брак при изготовлении и неаккуратное обращение.
Брак — это именно тот момент, на который опыт и умения рыбака повлиять не могут, бракованный бланк сломается при забросе или вываживании «как пить дать». Но вот сами вариативности брака бывают разными и эту тему стоит затронуть:
- Материал изготовления. Первое, с чем можно столкнуться при покупке спиннинга, особенно среди китайцев в низкоценовом сегменте, это некачественный материал, который либо изначально не соответствует заявленным характеристикам, либо неоднородно использован и имеет слабые места, на которых под нагрузкой и произойдет тот самый «хрусть». В таких случаях обычно место поломки имеет почти ровное горизонтальное сечение без вертикальных трещин. Более именитые производители, в частности имеющие производство в Японии, имеют спецустановки, способные нагрузить бланк, соответственно заявленной мощности, в таком случае подобный брак ломается и отсеивается до отправки в магазины.
Совет: при покупке спиннинга в магазине можно попросить продавцов «протянуть» палку, придать нагрузку на бланк, этого будет достаточно, чтобы убедиться в качестве материала. - Шпигот/конус. А по-русски место соединения составных частей удилища. Зачастую, если говорить о карбоновых удилках, соединение — это насаживание верхнего колена на конус нижнего, хотя присутствуют и виды, где все происходит наоборот, но большинство производителей уже от этого отходят. Брак в таком случае можно определить «не отходя от кассы», после соединения составных частей в местах стыка будет присутствовать люфт. Соответственно, при нагрузке, за счет люфта место стыка будет работать на излом и непременно сломается.
Совет: во избежание подобного казуса при покупке не забудьте проверить место стыка самостоятельно или попросите продавца. - Расстановка колец. Самый редкий вид дефекта, выражается обычно в так называемой «револьверной» расстановке колец, когда одно или более пропускных колец установлены криво и не образуют единую прямую с остальными, легко заметить невооруженным глазом. Также самый редкий вид — это некорректная установка первого пропускного кольца, слишком далеко расположенного от рукояти. В таком случае возможны перехлесты за кольцо и дальнейшая поломка, если этого вовремя не заметить при вываживании.
Ошибка рыбака
Список ошибок рыбаков, особенно новичков, бесконечен и постоянно пополняется чем-то новым, мы остановимся на основных, исключение которых позволит продлить срок службы спиннинга «в разы».
Ошибки начинаются еще до выхода на воду:
- Транспортировка. Первое, на чем можно «погореть» так и не выйдя на воду это то, как транспортируется удилище. Многие считают, что чехол, в котором продается спиннинг — это маст-хэв и удилище в нем полностью защищено, однако это не так. Данный чехол предназначен, чтобы упаковать спиннинг и вынести из магазина, для дальнейшей транспортировки, особенно тонких карбоновых «палок», требуются жесткие чехлы, тубусы и прочее. Многие пренебрегают данным аксессуаром и ломают спиннинг в момент, когда убирают его в машину с полной амуницией, палатками, столами и прочем. Один неловкий поворот и немного съехавшая металлическая ножка стола или стула нанесет бланку непоправимый урон. Частенько рыбаки, еще не привыкшие к габаритам удилища, прижимают его дверями машин, подъездов, квартир и прочим «нещадно» отбивая кончики хлыстов.
Совет: самый простой жесткий чехол способен защитить удилище от 99% ситуаций, в которых его можно сломать, не считая полностью абсурдных, когда на тубус наступают или переезжают машиной, тут поможет только внимательность. - Некорректное использование:
- Тест удилища. Выражается в граммах или либрах шнуров(лески). Большинство тех, кто пренебрегает данными характеристиками, ломают свои спиннинги при забросе или вываживании, буквально на первой рыбалке.
- Приманки. Многие рыбаки собирают свою снасть прямо у машины, смело цепляют тяжелую блесну или джиг-головки за хуккипер или кольцо и идут к месту рыбалки. В это время грузик при ходьбе бьется о комель удилища, что в дальнейшем может привести к микротрещинам в материале, в дальнейшем под нагрузкой удилище сломается в этом месте, ведь оно самое слабое.
- Переход. Это ошибка, касающаяся береговых рыбаков, многие при смене локации несут спиннинг в собранном состоянии вершинкой перед, что соответственно тоже может привести к поломкам.
Совет: если вы не хотите постоянно собирать/разбирать снасть переносите удилище комлем вперед, это поможет избежать поломки хрупкой вершинки. - Перехлест. Временами возникающая проблема, когда шнур(леска) цепляется за кольца, тюльпан или бланк, это может привести к поломке при следующем забросе.
Совет: проверяйте вашу снасть между забросами, перехлест и залипание лески часто остаются незамеченными и приводят к поломкам. - Зацеп. Очень часто возникающая проблема, когда приманка крючком цепляется за коряге или большие пучки травы. Поломка возникает в момент, когда рыбак пытается вырвать крючок резкими рывками удилища.
Совет: в случае зацепа расположите свой бланк вертикально, чтобы нагрузка не шла на удилище, намотайте шнур на руку и тяните до освобождения приманки или обрыва, это позволит не повредить удилище или катушку, «блесна конечно была хорошая, но покупать новую снасть не хочется». - Лодка. Во время рыбалки с лодки компанией от двух человек частенько бывает, что рыбаки во время азарта не замечают и одновременным забросом ломают друг другу удилища. Во избежание подобных ситуаций ловите с разных концов лодки, либо забрасывайте по очереди.
Важно: подобные ситуации частенько заканчиваются поимкой соседа и поездкой в ближайший травмпункт.
Помимо полного соблюдения правил рыбалки, для сохранности снастей старайтесь не покупать спиннинги в непроверенных «подвальчиках» и маркетплейсах, выбирайте проверенные магазины, которые тщательно подходят к проверке спиннингов и не торгуют «ширпотребом». Всем мощных поклевок и больших трофеев.
Ни Хвоста, Ни Чешуи!