Советы по обслуживанию безинерционных катушек Shimano
Одним из важных элементов спиннинговой снасти, является безинерционная катушка. На вопрос, как правильно провести техническое обслуживание безинерционных катушек Shimano, нам помогут ответить специалисты сервисного центра компании Normark (которая является официальным дистрибьютором корпорации Shimano на территории России).
Итак, что советуют специалисты Авторизированного СЦ:
Безынерционная катушка - это сложный механизм, и чтобы в ответственный момент она не подвела, чтобы доставляла меньше неудобств на рыбалке и дольше прослужила, ей требуется регулярное и грамотное обслуживание. Обслуживание катушек - очень объемная тема. Рассмотрим обслуживание катушки по сокращенной программе. Оно включает в себя удаление пыли и смазку. Для работы понадобится следующее:
- отвертки крестовые типа PH1 и PH2,
- отвертки шлицевые с разной толщиной и шириной жала,
- небольшой разводной ключ,
- плотные ватные тампоны,
- смазка жидкая и густая,
- пинцет,
- мягкая не ворсистая тряпочка.
Хочется отметить, что тип и размер жала отвертки должен точно соответствовать отвинчиваемым винтам. В противном случае легко сорвать шлиц и при этом не отвернуть винт. Обычно в одной катушке используются винты с разными типами и размерами шлица, поэтому и требуются разные отвертки. Для удобства работы с густой смазкой можно использовать одноразовый шприц.
Сначала нужно удалить тряпочкой с поверхности катушки пыль - при вскрытии катушки или при попадании на катушку воды она может попасть в механизм. Если пыль въелась, протрите катушку тряпочкой, смоченной бензином для зажигалок или эфиром. Теперь удалим пыль из-под ротора. Для этого снимем шпулю и повернем рукоятку катушки так, чтобы ось шпули заняла крайнее переднее положение. Отверните винт, фиксирующий гайку, которая держит ротор, и снимите стопорное кольцо, если оно имеется на вашей катушке. После этого устанавливаем на разводном ключе размер, соответствующий размеру гайки, и отворачиваем ее. Если гайка не поддается, не прикладывайте больших усилий - на некоторых катушках эта гайка имеет обратную резьбу. Попробуйте просто покрутить в другую сторону. Когда гайка будет отвинчена, отметьте положение ротора относительно втулки, на которой он стоит. Для этого можно воспользоваться водостойким маркером - нанесите точки на ротор и на втулку. Это нужно для того, чтобы при сборке ротор занял прежнее положение. Если этим пренебречь, ротор может начать чиркать при вращении. После этого сдвигаем ротор вперед. Ватным тампоном, зажатым в пинцете, удаляем пыль с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки под ротором. Смазываем оси роликов обгонной муфты жидкой смазкой. Хочется подчеркнуть, что в обгонную муфту нельзя лить много масла, иначе она может начать проскальзывать. Особенно это критично, если предполагается эксплуатация катушки в зимний период. Не допускайте попадания густой смазки в механизм обгонной муфты. После смазки обгонной муфты ставим ротор на место с учетом пометок, слегка шевелим его, чтобы он занял старое место. Завинчиваем гайку, ставим на место стопорное кольцо (если оно имеется) и завинчиваем стопорный винт.
Снимаем ручку, снимаем крышку механизма катушки. У некоторых катушек это требует снятия фрикционного тормоза или разбора других узлов. Прежде чем вынимать ведущую шестерню, пометьте взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, поставив несмываемым маркером точки на корпусе катушки, на роторе, а также на ведущей шестерне. Количество и расположение точек выбирается таким образом, чтобы можно было при сборке обеспечить исходное взаимное расположение шестерней. Это необходимо потому, что зубья шестерней имеют индивидуальную пригонку. Если нарушить их расположение, катушка начнет порыкивать при работе и будет тяжелее вращаться. Нужно учитывать, что хотя "правильных" положений шестерней несколько, не любое выбранное наугад положение окажется подходящим. Поэтому проще всего пометить то положение, в котором шестерни находятся перед разборкой. Если вы случайно сбили положение зубьев, эту неприятность можно исправить: поднимаем ведущую шестерню, смещаем на один зуб вперед, закрываем катушку, пробуем.
Повторяем процедуру, пока по работе катушки не определим оптимальное положение шестерней. Обычно это не приходится повторять более 6 раз.
Итак, пометив, вынимаем ведущую шестерню. Если ведущая шестерня вращается не на шарикоподшипниках, а на втулках (хотя бы с одной стороны), требуется смазать трущиеся поверхности втулок густой смазкой. Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни и на хвостовик оси шпули, если у вас катушка с задним фрикционном тормозом. Если у вас катушка с бесконечным винтом, смазываем его сначала густой смазкой, потом немного жидкой.
Если есть полужидкая смазка, то для бесконечного винта лучше воспользоваться ей. Смазываем другие трущиеся узлы внутри корпуса катушки густой смазкой. Не переусердствуйте: смазки должно быть немного и только в трущихся узлах. Иначе при нагреве катушки солнцем она потечет изо всех щелей. Нежелательно так же, чтобы густая смазка попадала в трущийся узел "ось шпули - отверстие в ведомой шестерне" (на которой закреплен ротор). Если это произойдет, ход катушки станет тяжелее. Ставим на место ведущую шестерню с учетом пометок, закрываем корпус механизма катушки. Ставим на место ручку. Смазываем густой смазкой трущийся узел рукоятки, если он не на шарикоподшипниках. Капаем несколько капель жидкой смазки в точку выхода оси шпули из ротора и под ролик лесоукладывателя. Ставим шпулю на место. Осталось смазать механизм возврата дужки и оси вращения дужки. Эти узлы мажутся густой смазкой.
Надtемся, что советы профессионалов сервисного центра оказались Вам полезными. Интересующиеся имеют возможность ознакомиться с монтажными схемами катушек Shimano.
Использован материал с сайта компании Normark